Бункеровка флота - все или ничего, тенденции будущего
20.09.2012
Учитывая то, что рабочая группа первой бункерной конференции будет функционировать целый месяц в сжатом составе, хотелось бы обратить внимание не только ее представителей, но и остальных участников на следующие, существенные с моей точки зрения, особенности присущие сложившейся ситуации.
1.Вмешательство государства:
Действительно, нюансы, на которые обратили внимание представители из Санкт Петербурга, имеют место быть, более того, фактов вмешательства государства в частный бизнес значительно больше, чем это кажется на самом деле. Достаточно обратить внимание на связку «Газпром – Роснефть – Юганскнефтегаз», вполне очевидно, что наряду с нефтегазодобывающей отраслью особое внимание будет уделено и политике в сфере транспорта, которая, прежде всего коснется портового комплекса. Интерес государства к сфере бункерных услуг закономерен, так как только подконтрольная организация может обеспечить, как прогнозируемое поступление налоговых выплат в бюджет, так и максимально возможную прибыль, учитывая отсутствие негативных факторов, влияющих обычно на положение дел отдельных компаний и региональных сообществ. Препоны контролирующих органов, перебои в поставках, ценовая нестабильность рынка, косность налогового и таможенного законодательств, ограниченность материальных активов, вопросы кредитования, демпинг, ценовые войны, проблемы с возвратом НДС, практически полное отсутствие консалтинговой базы - вот неполный список того, с чем может столкнуться практически любая компания. Многие бункеровщики, в числе которых и представленные в рабочей группе могут возразить, что соответствуют всем требованиям контролирующих органов, в числе которых и полная финансовая прозрачность операций, и соответствие международным конвенциям, и наличие всевозможных лицензий. И вообще могут заявить, что их материальные, технические и политические возможности позволяют оперативно реагировать на все влияния извне. Несомненно, с появлением на бункерном рынке «ресурсных компаний» (не рассматривающих бункерную деятельность как основную в связи с другими имеющимися каналами сбыта (оптовые и розничные поставки нефтепродуктов по суше, услуги перевалки, экспорт)) и финансовых структур, чаша весов в общей доле сбыта склонилась в их сторону, так как имеющаяся в их распоряжении материально – техническая база и возможности лоббирования собственных интересов в органах власти позволяют занимать доминирующие позиции и практически полностью контролировать ситуацию. В то же время, возвращаясь к государственным интересам, необходимо считаться с реальной ситуацией, которая заключается в том, что ни одно из коммерческих образований не будет ставить во главу угла потребности страны и непосредственно госаппарата, ибо основные принципы любой коммерческой деятельности - это
получение прибыли, наращивание имеющихся фондов и соответственно развитие вообще.
Именно поэтому, любые идеи относительно сдерживания поползновений властных структур в бункерный
бизнес, с учетом всем уже понятных позиций руководства страны, обречены на провал. Поэтому
любые попытки использования возникшей ситуации в собственных целях, или наоборот ее
игнорирования, приведут к скорой и полной капитуляции частных субъектов рынка. Необходимо
отметить, что почва для этого была всегда, и сегодня мы наблюдаем лишь процесс ее
возделывания. Так, к примеру, появление на конференции делегации из пяти Питерских и одной
Новороссийской компаний и их обращение к собравшимся, внесло определенный положительный
вклад в ход акции, нарушив запланированную, но плохо отрепетированную схему ее проведения.
Однако уже в самом начале их обращения было заявлено о том, что их беспокоит
несанкционированное и нецелевое использование причалов, не предназначенных для перевалки
нефтепродуктов.
Следует принять во внимание, что в большинстве портов такие причалы имеются либо у специализированных терминалов, либо у отдельно взятых организаций, имеющих
собственные причальные стенки и занимающихся бункерной деятельностью. На фоне
всевозрастающего интереса к инфраструктуре портового хозяйства страны, наличие собственного специализированного причала есть привилегия далеко не многих, не говоря уже об избирательной политике владельцев нефтяных терминалов в отношении общей массы фирм, работающих в данной области. В таких обстоятельствах, позиция крупнейших компаний отвечает пожеланиям государства в полной мере, и наверняка будет служить тем примиряющим фактором, который позволит сгладить имеющиеся противоречия. Абсурдно предполагать, что целью организации данной встречи было незамедлительное и полное поглощение рынка ФГУП Росморпорт, но вполне можно предположить, что основное внимание будет направлено на урегулирование разногласий с наиболее активными участниками. И впоследствии использования их потенциала для достижения собственных целей. Начало уже положено. Разумными представляются следующие вопросы: Почему на встрече отсутствовало большинство компаний из г. Новороссийска и г. Санкт-Петербурга, а также других портов? Что это, сознательное игнорирование создания очередной иждивенческой единицы или отсутствие адекватного восприятия действительности? А может быть это целенаправленная стратегия определенных сил, заинтересованных в дестабилизации и без того неустойчивого сектора бизнеса. Невозможно представить, чтобы все отсутствующие на встрече фирмы, являлись пресловутыми «серыми бункеровщиками», с которыми собираются вести борьбу идеологи так называемой «чистки рядов». В любом случае, только активная позиция каждого и консолидация усилий всех
представителей бункерного рынка России, поможет сохранить не только имеющийся потенциал, но и достичь более высокого уровня функционирования. Невольно вспоминается фраза из рекламы компании «Мегафон» - звонил друг у него и игрушки теперь совсем другие. Так вот, господа – игры кончились.
2.Экология и Безопасность.
Вопросы, относящиеся к экологии и безопасности проведения бункерных операций, являются одними из самых острых и неудобных для всех сторон, принимающих участие в формировании, функционировании и регулировании рынка бункерных услуг.
Итак, что мы фактически имеем на сегодняшний момент:
•Два постановления правительства № 613 и № 240, совершенно не соответствующих жизненным реалиям, но зато создающим чиновникам из контролирующих органов возможности для злоупотреблений служебным положением.
•Неисчислимое количество инструкций, подчас абсурдных и прямо противоположных друг другу.
•Различное толкование законодательства в зависимости от территориального расположения
органа власти.
•Достаточно большой список учреждений, чьи согласования необходимы для осуществления данной деятельности.
•Безграмотность и коррумпированность служащих этих учреждений.
•Отсутствие какой-либо правовой базы.
•Отсутствие в большинстве портов специализированных формирований по ЛАРН.
•Увеличение затрат на соответствие все более ужесточающимся и постоянно изменяющимся требованиям в области безопасности и охраны окружающей среды.
•Сложившиеся стереотипы о том, что «бункерный бизнес – это манна небесная», а «бункеровщик – это жулик».
Вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы из обычного направления бизнеса, сделать
подобие CAMEL TROPHI в зоне ведения боевых действий. Государство на каждом углу твердит о необходимости наведения порядка и ужесточения требований к коммерческим структурам, само при этом совершенно не заботясь о том, чтобы хоть в малейшей степени соответствовать этим требованиям. Никто не предлагает саботировать действия, направленные на установление порядка и законности, но зачем держать это направление бизнеса в подвешенном состоянии.
Какие еще препятствия и запреты будут введены в действие после того, как «Росморпорт» начнет проведение бункерных операций? И самый главный вопрос, который мы сами должны себе задать – будем ли мы ждать, когда нам ответят на все вопросы и покажут куда идти, или предпочтем самостоятельно определиться в том, что действительно необходимо для выхода на новый цивилизованный уровень.
3.Качество.
Требования к качеству топлива известны всем, кто занимается бункерным бизнесом, независимо от того, делается ли акцент на этом, или на чем-то другом. Качество сервиса - более обширное понятие, но в тоже время сводится к тому, чтобы клиент был удовлетворен.
Все должно быть превосходно при наличии обоих показателей, но все же есть еще один
немаловажный фактор - это цена продукта, и далеко не все заказчики готовы жертвовать ею в
угоду собственным разносторонним интересам. В современных условиях перенасыщенности рынка предложения, принципиальность заказчика растет в геометрической прогрессии. При этом, мало кто принимает во внимание потребности и трудности самого поставщика. Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, приводящие ко многим негативным последствиям, в числе которых не только снижение прибыли, но и снижение престижа самой деятельности. Требования и условия выдвигаются буквально со всех сторон, именно с этого
начали свои выступления представители Федерального агентства морского и речного транспорта,ФГУП «Росмопорт» и Министерства экологии. На основании вышесказанного, особо насущной представляется тема «качества взаимоотношений» между самими бункеровщиками, между бункеровщиками и заказчиками, и, естественно, между бункеровщиками и государством.
Как известно, только равноправные отношения могут обеспечить высокий уровень доверия, и если не полностью исключить возможность злоупотреблений и манипуляций, то во всяком случае свести их к минимуму. Большим упущением в этом плане является, прежде всего, отсутствие своего рода общего кодекса поведения бункеровщиков и единых для всех генеральных условий поставки. В этом отношении и во многом другом, целесообразно было бы использовать международный опыт и сам факт создания Ассоциации, а также наработки отдельных компаний или территориальных союзов (в частности – Санкт Петербургского бункерного клуба).
Заключение: Принимая во внимание возможность того, что вышеперечисленные замечания и предложения будут прочитаны специалистами, чей уровень знаний и опыт превосходят мой собственный, я с удовольствием ознакомлюсь с любым из мнений по существу поднятых вопросов.
Я также прошу получателей этого письма не оставить без внимания саму причину его написания.
С уважением, Алексей Ручков
моб: 89629278034